Неточные совпадения
Мать Вронского, узнав о его связи, сначала была довольна — и потому, что ничто, по ее
понятиям, не давало
последней отделки блестящему молодому человеку, как связь в высшем свете, и потому, что столь понравившаяся ей Каренина, так много говорившая о своем сыне, была всё-таки такая же, как и все красивые и порядочные женщины, по
понятиям графини Вронской.
Согласиться на развод, дать ей свободу значило в его
понятии отнять у себя
последнюю привязку к жизни детей, которых он любил, а у нее —
последнюю опору на пути добра и ввергнуть ее в погибель.
Катавасов очень любил говорить о философии, имея о ней
понятие от естественников, никогда не занимавшихся философией; и в Москве Левин в
последнее время много спорил с ним.
Теперь он действовал уже решительно и покойно, до мелочи зная все, что предстоит на чудном пути. Каждое движение — мысль, действие — грели его тонким наслаждением художественной работы. Его план сложился мгновенно и выпукло. Его
понятия о жизни подверглись тому
последнему набегу резца, после которого мрамор спокоен в своем прекрасном сиянии.
Все же то, что изречено было старцем собственно в сии
последние часы жизни его, не определено в точности, а дано лишь
понятие о духе и характере и сей беседы, если сопоставить с тем, что приведено в рукописи Алексея Федоровича из прежних поучений.
Жизнь того времени представляла собой запертую храмину, ключ от которой был отдан в бесконтрольное заведывание табели о рангах, и
последняя настолько ревниво оберегала ее от сторонних вторжений, что самое
понятие о «реальном» как бы исчезло из общественного сознания.
Хороши должны быть нравственные
понятия критика, который полагает, что Большов в
последнем акте выведен автором для того, чтобы привлечь к нему сочувствие зрителей…
С
последним для раскольников органически связывалось
понятие о каторге, «некрутчине» и вообще неволе.
Мы должны были в
последних главах показать ее обстановку для того, чтобы не возвращаться к прошлому и, не рисуя читателю мелких и неинтересных сцен однообразной уездной жизни, выяснить, при каких декорациях и мотивах спокойная головка Женни доходила до составления себе ясных и совершенно самостоятельных
понятий о людях и их деятельности, о себе, о своих силах, о своем призвании и обязанностях, налагаемых на нее долгом в действительном размере ее сил.
Тем не менее газетная машина, однажды пущенная в ход, работает все бойчее и бойчее. Без идеи, без убеждения, без ясного
понятия о добре и зле, Непомнящий стоит на страже руководительства, не веря ни во что, кроме тех пятнадцати рублей, которые приносит подписчик, и тех грошей, которые один за другим вытаскивает из кошеля кухарка. Он даже щеголяет отсутствием убеждений, называя
последние абракадаброю и во всеуслышание объявляя, что ни завтра, ни послезавтра он не намерен стеснять себя никакими узами.
Не будь интеллигенции, мы не имели бы ни
понятия о чести, ни веры в убеждения, ни даже представления о человеческом образе. Остались бы «чумазые» с их исконным стремлением расщипать общественный карман до
последней нитки.
Немного успокоив себя этим
понятием долга, которое у штабс-капитана, как и вообще у всех людей недалеких, было особенно развито и сильно, он сел к столу и стал писать прощальное письмо отцу, с которым
последнее время был не совсем в хороших отношениях по денежным делам.
Да, — продолжала она, задумчиво глядя на пол, а одной рукой по-прежнему разглаживая его волосы, — многое я испытала в
последнее время, о чем и
понятия не имела никогда!
Что касается до сей
последней, то она, в свою очередь, тоже день ото дня начала получать о Миклакове все более и более высокое
понятие: кроме его прекрасного сердца, которое княгиня в нем подозревала вследствие его романического сумасшествия, она стала в нем видеть человека очень честного, умного, образованного и независимого решительно ни от чьих чужих мнений.
Между тем рассказ его о Миклакове перевернул в голове княгини совершенно
понятие о сем
последнем; она все после обеда продумала, что какую прекрасную душу он должен иметь, если способен был влюбиться до такой степени, и когда, наконец, вечером Миклаков пришел, она встретила его очень дружественно и, по свойственной женщинам наблюдательности, сейчас же заметила, что он одет был почти франтом.
Поэтому не считаем за нужное излагать все эти искаженные
понятия о судьбе, считая достаточным показать, как угловато виднеется первоначальная основа даже из-под
последней и искуснейшей диалектической одежды, которою облеклась она в господствующем ныне эстетическом воззрении на трагическое.
Итак, должно сказать, что новое
понятие о сущности прекрасного, будучи выводом из таких общих воззрений на отношения действительного мира к воображаемому, которые совершенно различны от господствовавших прежде в науке, приводя к эстетической системе, также существенно различающейся от систем, господствовавших в
последнее время, и само существенно различно от прежних
понятий о сущности прекрасного.
Это перевертывало в нем все
понятия о человеке и человеческой натуре; а тут анекдот за анекдотом, пошлость за пошлостию, и воспитатели твердою стопою входят и в
последнее убежище Бенни.
Строгое
понятие Бенни о нравах и приличии было шокировано этим до
последней степени; но, с другой стороны, он чувствовал, что нельзя же отослать женщину, приходящую среди ночи искать себе приюта.
Но ни природа, ни наука не могли удовлетвориться, не дойдя до
последних следствий, заключенных в их
понятии.
Наконец, на прямую обязанность подданного указывает смелому вопрошателю императрица и в ответе на
последний вопрос: «В чем состоит наш национальный характер?» — «В остром и скором
понятии всего, — говорит она, — в образцовом послушании и в корени всех добродетелей, от творца человеку данных».
Но все еще раздражение его сдержанно: он как будто совестится за себя, что вздумал отрезвлять Фамусова от его
понятий; он спешит вставить, что «не о дядюшке его говорит», которого привел в пример Фамусов, и даже предлагает
последнему побранить и свой век, наконец, всячески старается замять разговор, видя, как Фамусов заткнул уши, — успокаивает его, почти извиняется.
Поэтому он употребил
последние десять лет на распространение в английском народонаселении здравых
понятий и на приготовление его к той мирной реформе, которую теперь он в состоянии возвестить миру.
— Именно этого и ожидала от тебя наука, — снисходительно поддакнул Чубаров, и среди слушателей раздался шумный смех. — Он не отвечает на вопрос, ибо столь сложные нравственные
понятия недоступны его простому разуму, не испорченному гнилой культурой. Теперь, если наука меня не обманывает, я могу предсказать ответ на третий и
последний вопрос. Это будут элементарные мышечные рефлексы.
Будем ждать обещанной статьи и тогда, если позволят обстоятельства, попробуем вникнуть в подробности дела, защищаемого знаменитым писателем, а теперь будем продолжать изложение того, как в образованной части общества сформировалось в
последнее время несколько более определенное
понятие о доблестях русского народа.
[До
последнего времени нельзя было с достаточною прямотою восставать против этих
понятий, потому что основание их, — ] крепостное начало, — было узаконено и принято государством.
И начал ему потом высчитывать вся и все: все ему его добрые деяния представил, как в зеркале; но… как бы вы думали, милостивый государь… у него достало духу от первого до
последнего моего слова во всем запереться: по его
понятию, правей человека на свете нет!
После попугая доктор был второй пострадавший от моего настроения. Я не пригласил его в комнату и захлопнул перед его носом окно. Две грубые, неприличные выходки, за которые я вызвал бы на дуэль даже женщину [
Последняя фраза написана выше зачеркнутой строки, в которой можно разобрать: «сорвал бы с плеч голову и вышиб бы все окна». — А. Ч.]. Но кроткий и незлобный «щур» не имел
понятия о дуэли. Он не знал, что значит сердиться.
Теперь два слова об этом самом русском обществе: в нем очень сильно бродильное начало; оно само, пожалуй, не знает хорошенько, чего ему хочется, потому что вся сумма его национальной жизни в
последнее время показывает какую-то непроходимую, темную путаницу
понятий и отношений; но во всей этой нелепой путанице для нас ясны две вещи: сильное брожение и подготовленное нами же сочувствие нашему делу.
Но природа, как внешне проявленная, эмпирическая (natura naturata), так и внутренняя, ноуменальная («ewige Natur», natura naturans) [Природа сотворенная (лат.), «вечная природа» (нем.), природа творящая (лат.) —
последнее и первое
понятия в системе Спинозы означают соответственно субстанцию и ее порождения.], не исчерпывает и потому не ограничивает Бога, который в абсолютности и трансцендентности Своей свободен от всякой природы и от всякой закономерности, от всякой физики и истории.
И спасется вся тварь до
последнего создания Божьего [Конечно, нельзя говорить об индивидуальном бессмертии животных, ибо вообще
понятие индивидуальности в человеческом смысле здесь не приложимо.
Они будут правы в своем упреке, если только и сами не будут забывать, что в этих
понятиях и для них самих не содержится никакого определенного смысла, — он вкладывается только данной философемой; другими словами, проблема трансцендентного (и соотносительного с ним имманентного) представляет собой
последнюю и наиболее обобщающую проблему философии и, следовательно, уже включает в себя всю систему.
Известно, как платоновское учение о меональной материи было воспринято Аристотелем в его учении о первоматерии (πρώτην ΰλη):
последняя лишена всякой определенности,
понятия и формы (άμορφος, (ίειδές, άγνωστος, αόριστος, αρρύθμιστος) (см. Метафизика, кн. IV, З).
Кроме того,
понятие «трансцендентное» соотносится у Канта с
понятием «трансцендентальное»; к
последнему он относит все формальные предпосылки познания (априорные формы чувственности: пространство и время; категории рассудка: субстанция, причинность и т. д.), хотя сам Кант иногда допускал смешение
понятий «трансцендентное» и «трансцендентальное».
Другими словами, установлена сопричастность
понятий идеям, их обоснованность в этих
последних, причем эта сопричастность может иметь различную степень, с различием удаления от первообразов и погружением в тени полубытия.
Интуиция тварности, имеющая столь первостепенное значение в религии, вообще с трудом переводится на язык религиозной философии, ибо
последней здесь приходится не «дедуцировать»
понятия, но давать лишь философский пересказ религиозного переживания.
Если в отношении к бытию возможно образовывать рациональные
понятия и можно даже сказать, что категория бытия есть продукт мысли и заключает в себе рационализацию, то это невозможно в отношении к
последней Тайне, которая раскрывается не в объективации, а в существовании.
Константин Николаевич понял. Вся кровь бросилась ему в лицо. Он за
последнее время много думал о пережитом и перевиденном в доме своей приемной матери «тети Дони», как продолжал называть ее, по привычке детства и составил себе определенное
понятие о нравственном ее образе. Она одинаково требовала жертв, как для своей зверской ласки, так и для своего зверского гнева. Неужели рок теперь судил ему сделаться этой жертвой.
Последнее действительно представляло даже и в это время целый городок и городок далеко не русский, так как
последние отличаются и теперь, а не только тогда, неряшливостью и беспорядочностью постройки; здесь же царила симметрия, без которой граф Аракчеев не представлял себе даже
понятия о красоте.
Но гром не гремел, а атмосфера кругом все сгущалась.
Последнему способствовало одно происшествие, которое при других обстоятельствах могло бы считаться несомненным поворотом колеса фортуны в сторону Егора Егоровича, но для него явилось, увы, прямо несчастьем. Так относительны в жизни людей
понятия о счастье и несчастье.
За
последнее лишь время чувство ее к Косте поставило ее перед жизнью, в смысле будущего, о которой она до этого не имела ни малейшего
понятия.
Для того чтобы уяснить себе этот
последний вопрос, князь Андрей, пользуясь своим положением и знакомствами, старался вникнуть в характер управления армией, лиц и партий, участвовавших в оном и вывел для себя следующее
понятие о положении дел.
Понятие это есть единственная ручка, посредством которой можно владеть матерьялом истории при теперешнем ее изложении, и тот, кто отломил бы эту ручку, как то сделал Бокль, не узнав другого приема обращения с историческим материалом, тот только лишил бы себя
последней возможности обращаться с ним.
Православное начинает грабить, и грабеж доходит до такой степени, о которой
последняя кампания не могла вам дать ни малейшего
понятия.
Впрочем, у некоторых из них упоминаются и новые, т. е. узнанные в
последнее время толки, например, скопцы [В 1819 г. напечатана особая книга о скопцах, не дающая, впрочем, надлежащего
понятия об этой секте.